Форма входа

Искать

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  Ученые в основном сходятся во мнении о том, что туматы начала XIII века представляли собой крупное и сильное объединение. Разница в том, что одни считают их хоринцами, другие – племенем, находившимся в союзе с ними, а третьи полагают, что туматы в ту пору уже не имели отношения к хори. Б.Р. Зориктуев полагает, что союз хори и туматов распался задолго до восстания 1217 года, и он же отождествляет туматов и дубо китайских летописей (VII-VIII вв.), увязывая их с позднейшими (XIII в.) енисейскими племенами туба и тухас [1997: 46]. Хакасский ученый Л.Р. Кызласов пишет: “в так называемом Восьмиречье, близ истоков Каа-Хема, по водоразделу сибирских и центральноазиатских рек, расселились монголоязычные ойраты, вытеснившие оттуда “в пределы страны киргизов”, т.е. в Восточную Туву, часть обитавших там туматов (потомков древних тюркоязычных дубо)” [История Хакасии 1993: 117]. У нас нет данных о превосходстве ойратов перед туматами, последующие события показали, скорее, обратную картину, а именно – в военном отношении туматы были сильнее. Сомнение вызывает и отождествление туматов и дубо. Потомками последних с большим основанием можно признать упомянутое в “Тайной истории монголов” племя тубас [§ 239], но в таком случае затруднительно провести знак равенства между ними и туматами, поскольку в одном тексте они упомянуты вне всякой связи друг с другом, на что резонно обратил внимание Д.Д. Нимаев [2001: 248]. Противоречивая картина предстает в “Сборнике летописей”, где говорится: “племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-токум, также близки к этой области (т.е. к Кэм-Кэмджиуту – Д.Ц.)” [Рашид Ад-Дин 1952: 150], из чего следует, что туматы находились не прямо во владениях кыргызов, но поблизости от их границ. В другом месте “Сборник летописей” указывает, что туматы “жили в пределах страны киргизов и были чрезвычайно воинственным племенем и войском” [Рашид Ад-Дин 1952: 122]. Обратим внимание на то, что цитированная фраза о воинственности и отождествлении туматов с войском используется сторонниками теории о войсковом принципе образования хори-туматов в качестве одного из важнейших аргументов.

  В 1206 году состоялся всемонгольский сейм, на котором Чингисхан был провозглашен правителем объединенной Монголии и тогда же он занялся награждением своих соратников. В число последних затесался вовремя переметнувшийся на сторону Чингисхана бааринский нойон Хорчи, который получил от хана в совместное с тысячниками Тахаем и Ашихом ведение “пополненных до тьмы” адаркинов, чиносцев, тоолесов и теленгутов и право “невозбранно кочевать” вплоть до приртышских лесных народов. Ему также удалось получить разрешение набрать себе тридцать жен среди красавиц лесных народов, о чем рассказывает “Тайная история” [§ 207]. Нетрудно заметить, что назначение Хорчи согласно этому тексту состоялось до похода Джучи к лесным народам северо-запада в 1207 г., а значит громкая фраза о начальствовании бааринского нойона над лесными народами фактически подразумевала его “ведение” только над перечисленными четырьмя племенами и бааринами. Прочие же северные народы, туматы в том числе, до похода Джучи еще не были включены в структуру империи. В “Сборнике летописей” о восстании 1217 года сказано “когда Чингис-хан был занят завоеванием Китая... по возвращении он услыхал, что туматы вторично восстали” [Рашид Ад-Дин 1952: 122]. Б.Р. Зориктуев обращает внимание на фразу о вторичном восстании и понимает ее как косвенное указание на то, что в 1207 году, во время похода Джучи туматы уже оказывали сопротивление монголам [1997: 45]. В источниках прямо не говорится о столкновениях армии Джучи с туматами, но любопытная версия Зориктуева имеет под собой основание.

  Туманную фразу “Сборника летописей” о том, что “предводитель туматов Тайтула–Сокар явился к Чингисхану, покорился и смирился” можно понять таким образом, что имели место какие-то неизвестные нам события вокруг вхождения туматов в состав империи. Туматы или хори–туматы не упоминаются “Тайной историей” в списке покорившихся Джучи лесных народов. Очевидно, их включение в единое государство монголов проходило по своему сценарию и, может статься, обставлялось рядом принятых на личных переговорах главы туматов и главы Монгольской империи условий, одно из которых и нарушил злосчастный Хорчи. По понятным причинам авторы, приближенные к монгольским правителям, не афишировали бы ни суть, ни сам факт подобных переговоров, если таковые имели место. На наш взгляд, первое выступление туматов все-таки могло состоятся во время похода Джучи, но оно, скорее всего, не имело своим следствием боевые действия. Туматы просто могли отказаться от подчинения на общих с другими народами условиях, а Джучи не стал развязывать войну. Встреча главы туматов с Чингисханом как раз и могла выработать какие-то особые условия для них. Вооруженное выступление туматов состоялось 10 лет спустя, в 1217 году и было связано с самоуправством наместника Хорчи. Тот, судя по всему, либо превысил свои полномочия, отправившись набирать жен среди туматских красавиц, либо исполнял тайный приказ Чингисхана, который вряд ли мог спокойно взирать на своеобразную “автономию” туматов в период внешних походов монгольской армии. Обе версии имеют слабые и сильные стороны. Самоуправство Хорчи, судя по фактам его прошлой биографии (корыстные мотивы перехода к Чингису), не исключено, но мало вероятно в условиях строгой дисциплины в государстве Чингисхана.

  К 1217 году Тайтула-Сокар (по “Тайной истории” – “хори–туматский нойон” Дайдухул Сохос) умер, туматами “ведала” его вдова Ботохой-тархун. Тот факт, что во главе сильной туматской группировки оказалась женщина, видимо, подтолкнул Хорчи или самого Чингисхана к мысли о наступлении подходящего момента для прекращения прежней вольницы. События однако приняли неожиданный для представителей имперской власти оборот. Туматы восстали, Хорчи был схвачен ими. Ойраты во главе с Худуга-беки, отправленные на подавление восстания, были разбиты, Худуга также попал в плен. Огромная империя получила неприятную пощечину, потерпев поражение от группировки, возглавляемой женщиной. “Алтан тобчи” Лубсана Данзана в перечне 12-ти главных “чужих ханов” наряду с уйгурским идукутом, каганами карлуков и найманов, чжурчженьским императором, упоминает “хори–туматскую Ботохуй Тархун” [Лубсан Данзан: 245]. Между прочим, здесь она названа правительницей не просто туматов, а именно хори–туматов. В бурятских источниках перипетии противостояния в лесах северо-запада излагаются довольно неожиданным образом.

  В архиве Д.А. Клеменца нами обнаружен перевод неизвестного бурятского исторического очерка “О происхождении и добровольном присоединении к России хоринских бурят” (далее – список Клеменца). Там говорится:

“Чингисхан, начавший войну с баргутами после покорения Бухары и Туркестана боролся с ними очень долго.
В этих войнах он потерял много войска и многих своих военачальников.
В этой войне погиб любимый его полководец Баодал...” [Список Клеменца: 3].


В данном случае мы, вероятно, сталкиваемся с заимствованием из монгольских и китайских исторических сочинений, но дальнейшее изложение не имеет аналогов в известных памятниках:

“От засагола Каоцай, второго сына Хоритай-мергена... <неразборчиво> ...
произошел засагол Байтала Сохор, современник Чингисхана.
Сохор умер в молодых годах, оставив беременную жену, Бод Торган хатун.
Она управляла хоринскими тумэтами и бурятами.
По фамильным преданиям Хаоцайского рода она была назначена к сыну Чингисхана Джучи.
В неволе она родила сына, которого назвала Унжин Цаган засагол” [там же].


Оставляя на будущее вопрос об авторстве очерка (в переводе Клеменца указано, что труд коллективный, в конце текста стоит фраза “следуют подписи”, но сами они в переводе опущены), обратим внимание на имена Байтал Сохор и Бод, отдаленно напоминающие известные из средневековых летописей Тайтула Сохар и Ботохой.